Премьера спектакля "Простить Гертруду"

День театра в этом году выпал на сложное для многих время. Сейчас особенно важно иметь возможность прийти к умному и верному другу - и люди приходят в театр. Молодежный театр «Лира» в этот день давал премьеру спектакля «Простить Гертруду».

Это собственная сценическая редакция трагедии Шекспира «Гамлет». Достоевский писал: «Ад- это неспособность любить». Страсть, боль и сострадание – вот из чего создана именно эта история. И из нелюбви.
Гамлет как персонаж давно превратился в миф, стал некоей духовной субстанцией, лишился своей приземленной индивидуальности, человеческого лица. Он стал символом - рефлексии, протеста, сомнения, возмездия, разрушительной мести,- но только не человеком.

В спектакле «Лиры» Гамлет- это не королевский сын, а просто - сын. Сын, потерявший отца, а после и мать. Именно боль детского одиночества, отвергнутости, ненужности в своей благополучной королевской семье и есть предмет изучения в этой постановке. Покинутость, вечная одинокость Гамлета подчеркнута тем, что даже Призрак его любимого Отца говорит с ним по телефону: к нему не прикоснуться, не прижаться, не обнять, не поплакать на плече, не ощутить сильной родительской руки на своей бедовой макушке. Еще на раннем этапе работы с текстом, возникло предположение, что и при жизни Отец не баловал Гамлета своим вниманием: дела государственного управления не оставляли места для близости с сыном, Король-отец был, в некотором смысле, «воскресным папой», с которым по выходным можно на часок увидеться за завтраком. И это стало причиной того, что эдипов конфликт Гамлета не разрушился, а превратился в эдипов комплекс. Именно поэтому ему так тяжело принять то, что мама снова вышла замуж. Именно поэтому с таким воодушевлением он встречает признание Призрака в том, что его предательски убил новый муж Гертруды, ведь это развязывает Гамлету руки, дает моральное оправдание убить Клавдия. И все же, он не делает этого на протяжении всей истории до самого финала, даже когда у него на руках неопровержимые, казалось бы, доказательства и есть возможность совершить возмездие, к тому же к этому его настойчиво подталкивают важные герои спектакля - Все Плохие Мысли.

Дело в том, что Гамлет, все же, чувствует, что движет им не жажда справедливости, а нечто другое. Именно поэтому в спектакле нет известнейшего шеспировского «хита»- монолога «Быть или не быть». Потому что этот Гамлет задает себе совершенно другие вопросы: «Я судья или убийца? Я выношу приговор или просто устраняю соперника?».
Спектакль разворачивается в почти пустом пространстве, где мечутся Плохие Мысли Гамлета, а над всеми героями возвышается алое марево второго занавеса, как бы намекающего на предстоящее. И если первый занавес отделяет зрителя от сцены, где разворачиваются события спектакля, то второй занавес открывает то, что свершается на внутренней сцене души Гамлета.
Эта работа потребовала от актеров серьезных душевных, интеллектуальных и физических возможностей. И результат этого невероятно кропотливого труда зрителю очевиден: актеры ощущают историю, эстетику, пространство и друг друга спиной, затылком, локтями, пальцами, играют с невероятным, пронзительным чувством современной правды. За четыреста лет в культурном самосознании Шекспир стал ассоциироваться с чем-то громким, сентиментальным и пафосным, он покрылся догматической бронзой и зачастую его пьесы на театральной сцене выглядят банально.

Именно поэтому спектакль «Простить Гертруду», образно говоря, пользуется «современной оптикой», дабы избежать следования за довольно вычурным, не современным текстом. Именно поэтому в спектакле используются и тексты из «Чайки» Чехова - помимо того, что это тоже история тяжелых отношений сына и матери, это подчеркивает вневременность таких трагедий. Благо, Шекспир очень свободный, глубокий, он сплетает все - и общечеловеческое, и личное, оставляет огромное пространство для интерпретаций, ведь «Гамлет» - это не азбука, где буква «а»- это только буква «а».
Гейне говорил, что «Гамлет» - это зеркало, поставленное на большой дороге: по ней век за веком идут люди, и каждый видит в нем что-то свое. Хочется, чтобы и в нашем спектакле каждый зритель почувствовал именно «свое». Потому что на территории театра можно получить утешение, лекарство, выразить эмоции и безопасно прожить чувства. Это место не только актерской, но и зрительской работы, где можно спорить, мыслить и делиться. Театр- это пространство свободного общения между людьми.

Сегодня мы поздравляем театр с важной, такой сложной и очень, очень красивой премьерой! Пусть театра будет много, пусть он будет разным – смешным, трогательным, острым, спорным, непонятным, сложным, ярким, грустным, мудрым, легким, танцующим и поющим – любым! Главное - пусть театр будет, пусть будут премьеры и зрители!

Автор статьи – Юлия Сидоренко, руководитель МТ «Лира».
Фоторепортаж - А.Скоморохов


Самые свежие и актуальные новости культуры, афиша мероприятий смотри на нашем сайте: http://mihgdk.ru 
Узнать расписание сеансов и приобрести билеты онлайн вы можете на сайте кинотеатра "Премьер 3D": https://3dpremier.ru/ 
Подписывайтесь на наш YouTube канал: https://www.youtube.com/channel/UC8fhp5k158Xh9EiGsIzXvzA?view_as=subscriber
Вступай в нашу группу ВКонтакте: https://vk.com/mihgdk
Наш Instagram: https://www.instagram.com/gdkmih/
Группа в Одноклассниках: https://ok.ru/mihgdk
Администратор: https://vk.com/id116462808
Вступайте и подписывайтесь!
Мы всегда вам рады!
 

Добавить комментарий